Благодаря противостоянию Auto Union и Mercedes-Benz тридцатые годы ХХ века вошли в историю как Золотая эра мирового автоспорта
Владимир Маккавеев
Благодаря противостоянию Auto Union и Mercedes-Benz тридцатые годы ХХ века вошли в историю как Золотая эра мирового автоспорта. Итогом противоборства «серебряных стрел» стал век самого стремительного развития гоночной техники: за 6 лет удельная мощность моторов выросла почти в 2,5 раза, давление наддува — втрое, а скорости — на треть! В год 100-летия Audi на Фестивале скорости в Гудвуде мы решили окунуться в Золотую эру гонок Гран-при
Цена сейчаc: €10 000 000
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi
Еще каких-то три дня назад жизнь в этом маленьком уличном кафе в самом центре Белграда била ключом, а вино лилось рекой. Сегодня же, несмотря на теплый сентябрьский вечер 1939 года, оно было почти пустым. Люди сосредоточенно семенили мимо, искоса поглядывая на компанию, расположившуюся за столиком: несколько немцев и странный итальянец в желтой кофте с черепахой на груди. «Спасибо, господа, приятно было с вами поработать, но что-то мне подсказывает, мы нескоро встретимся на гонках. — Коротышка в желтом устало поднялся и протянул руку своим собеседникам. — Машины придется запрятать поглубже в гаражи, и одному богу известно, когда мы их снова увидим».
3 сентября 1939 года в столице Югославии величайший гонщик довоенной Европы Тацио Нуволари прощался с командой Auto Union. Несмотря на победу в Гран-при Белграда настроение у Тацио, как и у большей части населения Европы, было тревожным. Два дня назад немецкие войска начали оккупацию Польши, а сегодня Великобритания и Франция объявили Германии войну. «Серебряные стрелы» Auto Union и Mercedes-Benz, на протяжении шести лет бывшие главным орудием пропаганды рейха, уступили место боевому оружию немецких дивизий. Расставаясь с командой, Маэстро и не предполагал, насколько пророческими окажутся его слова и какая страшная участь ждет Auto Union.
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi
Как и советовал Нуволари, на годы войны «серебряные стрелы» надежно укрыли в гаражах. Когда же в 1945‑м волна Восточного фронта подкатила к Цвиккау, где базировалась гоночная команда, Auto Union даже упрятали в старую угольную шахту. Но это не спасло четырехколесное оружие пропаганды рейха от внимания АВТУ — Автотракторного управления Красной Армии. В счет репарации 18 оказавшихся в советской зоне оккупации Auto Union были вывезены в СССР и распределены по отечественным автозаводам и профильным институтам «для изучения». Однако для эксплуатации Auto Union не хватало ни опыта, ни запчастей. Все чертежи и техническая документация остались в Германии, так что даже состав топливной смеси оставался тайной за семью печатями. Окончательную точку в истории советской эксплуатации Auto Union поставила закончившаяся гибелью полутора десятков человек авария горьковского испытателя Соколова, разбившего в 1948 году Auto Union Typ D на скорости 300 км/ч. После этого постановлением ЦК ВКП (б) и Совмина СССР эксплуатация немецких гоночных автомобилей была строжайше запрещена. Легендарные «серебряные стрелы», растащили по гаражам, и за два следующих десятилетия полтора десятка блистательных Auto Union бесследно растворились на бескрайних просторах Страны Советов.
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi
Лишь четыре оригинальных Auto Union транзитом через Латвию, Чехию и США в итоге вернулись из СССР на родину. Не считая нескольких реплик-новоделов, эти четыре автомобиля — все, что осталось от некогда непобедимой армады, заложенной в 1933 году великим Фердинандом Порше. Армады, принесшей марке четырех колец 25 побед в гонках Гран-при 1934‑1939 годов. И вот в год столетия Audi немецкая компания собрала все свои уцелевшие «стрелы» на Фестивале скорости в английском Гудвуде.
Уже более полувека нет в живых великого мантунианца Тацио Нуволари. Потому в Гудвуде за руль его Auto Union Typ D c 3‑литровым 485‑сильным мотором сел другой Маэстро — барабанщик Pink Floyd, а по совместительству — гонщик-любитель Ник Мейсон. «Mне кажется, теперь я самый опытный пилот Auto Union в мире, — радовался Ник, после Гудвуда-2009 и впрямь ставший единственным из ныне живущих гонщиков, кто пилотировал все три способных к передвижению оригинальных Auto Union. — Конечно, управлять Auto Union непросто, но один лишь факт, что ты сидишь за рулем самого совершенного довоенного автомобиля Гран-при, заставляет сердце биться чаще».
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi
Тогда, в 1938‑м, Typ D и правда представлял собой практически идеал гоночного автомобилестроения. Став логическим развитием модели C, спроектированной еще Порше, Typ D получил новый задний мост de Dion. Короткий 12‑цилиндровый V-образный мотор с двумя нагнетателями Ruts, пришедший на смену массивному 16‑цилиндровому силовому агрегату, а также перенос топливных баков из-за спины гонщика в боковые понтоны существенно улучшили развесовку по осям и снизили момент инерции относительно вертикальной оси. Гидравлические амортизаторы и новая кинематика рулевых тяг улучшили управляемость. Так что вполне символично, что именно этот автомобиль под управлением лучшего гонщика планеты Тацио Нуволари 3 сентября 1939 года поставил в Белграде последнюю победную точку в истории Золотой эры гонок Гран-при.
Технические характеристики Auto Union Typ D (1938 Год)
Колесная база/колея - 2850/139 мм
Снаряженная масса - 850 кг
Двигатель - бензиновый, 2990 см3, 485 л.с./7000 мин-1
Трансмиссия - механическая, 5-ступенчатая КП
Динамика - max 340 км/ч
Шасси - трубчатая рама
Подвеска - независимая/de Dion
1938 Auto Union Typ D
© Фото: Audi